НОВОСТИ ГРИНФИНАНС
2025-05-23 09:07

Локализация такси

Локализация такси: как новый закон повлияет на рынок и водителей
Совет Федерации одобрил закон, устанавливающий требования к уровню локализации автомобилей, используемых в такси. Согласно документу, для того чтобы автомобиль был включен в реестр такси, он должен соответствовать критериям локализации, аналогичным требованиям для госзакупок — набрать не менее 3200 баллов. Это подразумевает высокую долю российских комплектующих и сборку в России.
С 2026 года в большинстве регионов такие условия станут обязательными. Временные исключения предусмотрены только для Калининградской области, Сибирского федерального округа (до 2028 года) и Дальнего Востока (до 2030 года).
Что это означает для водителей и отрасли в целом?
По мнению генерального директора компании «Гринфинанс» Натальи Абдулаевой, изменения — значимые, но подготовиться к ним можно уже сейчас:
«Фактически мы говорим о постепенном вытеснении автомобилей, произведённых за пределами страны, из сегмента такси. Это удар прежде всего по индивидуальным предпринимателям и самозанятым, которые не всегда располагают средствами на покупку нового автомобиля, соответствующего требованиям локализации».
Абдулаева считает, что в переходный период особенно важно обеспечить доступ к инструментам обновления автопарка, чтобы не допустить ухода с рынка большого числа водителей.
«Лизинг для физических лиц в этой ситуации становится одним из немногих практичных решений. Он позволяет перейти на локализованное авто без необходимости сразу выплачивать полную стоимость. В отличие от классического кредита, лизинг зачастую предлагает меньший первоначальный взнос, более гибкие условия по сроку и позволяет по окончании срока либо выкупить автомобиль, либо заменить его на более новый», — поясняет Наталья Абдулаева.
Рынок адаптируется — и достаточно быстро
Сегодня на рынке уже есть модели, которые соответствуют установленным требованиям — это, например, продукция «Москвича» и компании «Моторинвест», выпускающей электромобили Evolute и премиальные Voyah. Есть интерес и к адаптированным под такси версиям LADA, выпускаемых на АвтоВАЗе. Абдулаева отмечает, что спрос на такие автомобили в лизинг начинает расти:
«Уже сейчас мы наблюдаем, как водители такси начинают перебираться на автомобили, которые проходят по критериям локализации. В лизинг чаще всего берут те, кто хочет не терять в доходе и при этом оставаться в правовом поле. Это разумный подход, особенно на фоне грядущих ограничений».
Перемены требуют гибкости
Хотя изменения вводятся поэтапно, эксперты сходятся во мнении, что рынок такси ждёт масштабная перестройка. Особенно это коснётся регионов, где парк устарел и обновляется медленно.
«Важно не затягивать с решением. Программа не носит запретительный характер — она стимулирует переход к отечественным или локализованным моделям. В этой ситуации выигрывают те, кто заранее просчитывает последствия и действует. Лизинг — один из самых адаптивных инструментов на этом пути», — подытоживает Наталья Абдулаева.