Автокредитование в России резко сократилось: что стоит за падением спроса
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в первом квартале 2025 года объем выданных автокредитов в России сократился почти в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2024 года — с 560,7 до 236,4 млрд рублей. Это снижение на 57,8% стало самым резким за последние несколько лет и затронуло даже традиционно активные регионы, такие как Москва, Санкт-Петербург и Татарстан.
Ситуацию на рынке комментирует генеральный директор инвестиционно-лизинговой компании «Гринфинанс» Наталья Абдулаева:
«Сокращение объемов автокредитования — это закономерный результат сразу нескольких факторов. Ключевым из них стало повышение ставок на фоне общей макроэкономической политики. При дорогих заимствованиях кредит перестает быть привлекательным инструментом, особенно если речь идет о крупных покупках, таких как автомобиль».
Эксперты также отмечают влияние утилизационного сбора, выросшего во второй половине 2024 года, и удорожание самих автомобилей. В условиях, когда цена на машину и стоимость кредита растут одновременно, многие россияне откладывают покупку, переориентируются на вторичный рынок или ищут альтернативные схемы финансирования.
Отдельной причиной стало ужесточение регулирования. С середины прошлого года вступили в силу макропруденциальные надбавки, ограничившие доступ к автокредитам для граждан с высокой долговой нагрузкой — более 50%. Таким заемщикам автокредиты теперь практически недоступны.
«Меры ЦБ направлены на оздоровление рынка, но побочным эффектом стало то, что значительная часть потенциальных клиентов попросту исключена из круга заемщиков. Мы наблюдаем сжатие аудитории — остаются только заемщики с высокой кредитоспособностью, а их значительно меньше», — поясняет Наталья Абдулаева.
На фоне этих изменений спрос постепенно смещается в сторону лизинга, который в отличие от кредита, позволяет снизить первоначальные затраты и получить гибкие условия владения автомобилем.
«Мы фиксируем рост интереса к лизинговым программамсо стороны физических лиц. Он стал хорошей альтернативой автокредиту для тех, кто например уже имеет ипотечный кредит и поэтому, после введённых ограничений, не может взять автокредит. Кроме того довольно высокий спрос со стороны малого бизнеса, самозанятых и индивидуальных предпринимателей. Это менее затратный и более предсказуемый способ приобрести автомобиль», — отмечает генеральный директор «Гринфинанс».
Рынок автокредитования, по прогнозам экспертов, продолжит сдержанный спад как минимум до середины года. Возобновление роста возможно при снижении ставок, запуске новых программ господдержки и расширении лояльных условий для заемщиков с нестандартными профилями.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в первом квартале 2025 года объем выданных автокредитов в России сократился почти в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2024 года — с 560,7 до 236,4 млрд рублей. Это снижение на 57,8% стало самым резким за последние несколько лет и затронуло даже традиционно активные регионы, такие как Москва, Санкт-Петербург и Татарстан.
Ситуацию на рынке комментирует генеральный директор инвестиционно-лизинговой компании «Гринфинанс» Наталья Абдулаева:
«Сокращение объемов автокредитования — это закономерный результат сразу нескольких факторов. Ключевым из них стало повышение ставок на фоне общей макроэкономической политики. При дорогих заимствованиях кредит перестает быть привлекательным инструментом, особенно если речь идет о крупных покупках, таких как автомобиль».
Эксперты также отмечают влияние утилизационного сбора, выросшего во второй половине 2024 года, и удорожание самих автомобилей. В условиях, когда цена на машину и стоимость кредита растут одновременно, многие россияне откладывают покупку, переориентируются на вторичный рынок или ищут альтернативные схемы финансирования.
Отдельной причиной стало ужесточение регулирования. С середины прошлого года вступили в силу макропруденциальные надбавки, ограничившие доступ к автокредитам для граждан с высокой долговой нагрузкой — более 50%. Таким заемщикам автокредиты теперь практически недоступны.
«Меры ЦБ направлены на оздоровление рынка, но побочным эффектом стало то, что значительная часть потенциальных клиентов попросту исключена из круга заемщиков. Мы наблюдаем сжатие аудитории — остаются только заемщики с высокой кредитоспособностью, а их значительно меньше», — поясняет Наталья Абдулаева.
На фоне этих изменений спрос постепенно смещается в сторону лизинга, который в отличие от кредита, позволяет снизить первоначальные затраты и получить гибкие условия владения автомобилем.
«Мы фиксируем рост интереса к лизинговым программамсо стороны физических лиц. Он стал хорошей альтернативой автокредиту для тех, кто например уже имеет ипотечный кредит и поэтому, после введённых ограничений, не может взять автокредит. Кроме того довольно высокий спрос со стороны малого бизнеса, самозанятых и индивидуальных предпринимателей. Это менее затратный и более предсказуемый способ приобрести автомобиль», — отмечает генеральный директор «Гринфинанс».
Рынок автокредитования, по прогнозам экспертов, продолжит сдержанный спад как минимум до середины года. Возобновление роста возможно при снижении ставок, запуске новых программ господдержки и расширении лояльных условий для заемщиков с нестандартными профилями.